Архитектурные
истории
История 2: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЕР-АРХИТЕКТОРА Ф.-Б. РАСТРЕЛЛИ, КАМЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА В. БЕРНАРДАЦЦИ И АРХИТЕКТУРИИ ГЕЗЕЛЯ К. И. БЛАНКА В НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОМ МОНАСТЫРЕ.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
3 |
 |
в Воскресенском монастыре, именуемом Ново Иерусалиме,
усмотрели мы многие в большей церкви в строениях ветхости,
а особливо над Гробом Христа Спасителя нашего обвалившийся
шатер через многие годы поныне не исправлен» [3]. Увидев «великое
повреждение, что немалому сожалению подлежит» [4], императрица издает указ, обращенный к Святейшему Синоду:
«…повелеваем Святейшему Синоду на все то исправление отпустить ныне во оной монастырь из доходов Экономии Синодального Правления тридцать тысяч Рублев немедленно, и при том
иметь прилежное старание, дабы вся та церковь и шатер в надлежащее состояние приведена была в будущем году немедленно» [5].
Указ подписан Елизаветой Петровной 19 июля 1749 г. Дополнительным источником средств на восстановление собора должны
были стать доходы от монастырских вотчин, которые не отбирались в казну, а оставлялись
в монастыре.
Всеми вопросами, связанными с восстановлением шатра и ремонтом «ветхостей» Воскресенского собора, Елизавета Петровна
поручает заняться обер-архитектору императорского двора
Франческо-Бартоломео Растрелли, полагаясь на его профессионализм.
По указу императрицы было велено «взять у опбер архитектора
растрелли лучшего подмастерия, отправить в Москву для осмотру
шатра в воскресенском монастыре» [6]. В ответ Растрелли заявляет:
«при мне архитекторских подмастериев и учеников никакого звания не имеется. Однако же для лучшего исправления в Воскресенском монастыре шатра избрал из лучших мастеров каменного
дела мастера итальянца Винченцу Бернардачи» [7].
Уроженец итальянской Швейцарии (кантон Тичино, близ Лугано), Винченцо Бернардаччи (Бернардацци) приехал в Россию
в 1745 г. Он работал в команде Растрелли на строительстве Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге и зарекомендовал себя отличным мастером-практиком. Как пишет сам обер-архитектор, «…оный мастер в практике довольно знания в своем
деле имеет...». Единственным препятствием для полноценной работы являлось, по свидетельству Растрелли, то, что итальянский
мастер «в рисунках не искусен...» [8]. Требовался подмастерье, который бы, следуя указаниям Бернардаччи, смог бы выполнить необходимые чертежи. Таким подмастерьем оказался Карл Бланк, сын
архитектора Ивана Бланка [9]. Обучавшийся архитектурному делу у
отца, с 13 лет он был определен в строительную команду И. К. Коробова