Архитектурные
истории
История 2: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЕР-АРХИТЕКТОРА Ф.-Б. РАСТРЕЛЛИ, КАМЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА В. БЕРНАРДАЦЦИ И АРХИТЕКТУРИИ ГЕЗЕЛЯ К. И. БЛАНКА В НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОМ МОНАСТЫРЕ.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
5 |
 |
и архитектору ученику Бланку». Инструкция определяла план и последовательность предстоящей работы, состоящей
из двух стадий: исследовательской и проектной. Вначале следовало
«осмотреть места, требующие починки», а «по осмотре оных повреждений оным церквам и шатру зделать проект, каким образом
развалившееся вновь сделать и укрепить и какое число каких
материалов тому потребно» [13]. Кроме того, ставилась задача разведать месторождения глины близ монастыря, чтобы построить
заводы по изготовлению кирпича.
Исследования начались с осмотра фундаментов, для чего с внутренней и внешней сторон были раскопаны стены Воскресенского
собора. Предписывалось узнать, «те фундаменты из чего сделаны,
каков под фундаментом грунт, нет ли свай» [14]. Результатом исследований стал рапорт, подготовленный К. Бланком 28 сентября
1749 г. О фундаментах под ротондой собора Бланк сообщает:
«Под оным шатром и под всею церковью фундамент бучен диким
камнем, половина на глине, а другая на извести <…> и под оной
фундамент биты сваи <…> а в некоторых местах кладены лежни,
из которых некоторые сваи сгнили, а у иных сердце еще несколько здоровы…» [15]. Пробы имеющейся глины, согласно рапорту,
были посланы обер-архитектору Растрелли в Санкт-Петербург.
Помимо собора был проведен осмотр Подземной церкви, примыкающей к объему собора с востока. Уникальное сооружение,
скрытое наполовину землей, строилось по подобию часовни
св. Елены в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Состояние Подземной церкви давно вызывало опасения монастырского начальства.
По сведениям К. Бланка, «под церковью, которая в земле, фундамент не имеется, токмо под стены кладены лежни, которые потому же сгнили и от означенной земли имеется во оной церкви течь
и в стенах превеликая сырость» [16].
По завершению исследовательских работ В. Бернардаччи возвращается в Санкт-Петербург и сообщает Растрелли результаты
осмотра собора.
Вслед за итальянским мастером и гезелем Бланком в монастырь посылаются московские архитекторы Алексей Евлашев и
князь Дмитрий Ухтомский. Святейший Синод поручает им также
провести осмотр и независимо от Растрелли разработать свой
проект восстановления шатра. В октябре 1749 г. архитекторам были
выданы копии обмерных чертежей собора И. Ф. Мичурина, на которых они отметили все повреждения и неудовлетворительные
участки. К чертежам был добавлен подробный отчет об исследованиях, -