Архитектурные истории

История 2: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЕР-АРХИТЕКТОРА Ф.-Б. РАСТРЕЛЛИ, КАМЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА В. БЕРНАРДАЦЦИ И АРХИТЕКТУРИИ ГЕЗЕЛЯ К. И. БЛАНКА В НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОМ МОНАСТЫРЕ.

    2      3      4      5      6      7      8      9      10  

Предыдущая фотография
5
Следующая страница

и архитектору ученику Бланку». Инструкция определяла план и последовательность предстоящей работы, состоящей из двух стадий: исследовательской и проектной. Вначале следовало «осмотреть места, требующие починки», а «по осмотре оных повреждений оным церквам и шатру зделать проект, каким образом развалившееся вновь сделать и укрепить и какое число каких материалов тому потребно» [13]. Кроме того, ставилась задача разведать месторождения глины близ монастыря, чтобы построить заводы по изготовлению кирпича.

Исследования начались с осмотра фундаментов, для чего с внутренней и внешней сторон были раскопаны стены Воскресенского собора. Предписывалось узнать, «те фундаменты из чего сделаны, каков под фундаментом грунт, нет ли свай» [14]. Результатом исследований стал рапорт, подготовленный К. Бланком 28 сентября 1749 г. О фундаментах под ротондой собора Бланк сообщает: «Под оным шатром и под всею церковью фундамент бучен диким камнем, половина на глине, а другая на извести <…> и под оной фундамент биты сваи <…> а в некоторых местах кладены лежни, из которых некоторые сваи сгнили, а у иных сердце еще несколько здоровы…» [15]. Пробы имеющейся глины, согласно рапорту, были посланы обер-архитектору Растрелли в Санкт-Петербург.

Помимо собора был проведен осмотр Подземной церкви, примыкающей к объему собора с востока. Уникальное сооружение, скрытое наполовину землей, строилось по подобию часовни св. Елены в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Состояние Подземной церкви давно вызывало опасения монастырского начальства. По сведениям К. Бланка, «под церковью, которая в земле, фундамент не имеется, токмо под стены кладены лежни, которые потому же сгнили и от означенной земли имеется во оной церкви течь и в стенах превеликая сырость» [16].

По завершению исследовательских работ В. Бернардаччи возвращается в Санкт-Петербург и сообщает Растрелли результаты осмотра собора.

Вслед за итальянским мастером и гезелем Бланком в монастырь посылаются московские архитекторы Алексей Евлашев и князь Дмитрий Ухтомский. Святейший Синод поручает им также провести осмотр и независимо от Растрелли разработать свой проект восстановления шатра. В октябре 1749 г. архитекторам были выданы копии обмерных чертежей собора И. Ф. Мичурина, на которых они отметили все повреждения и неудовлетворительные участки. К чертежам был добавлен подробный отчет об исследованиях, -

 

 

 


 

krarh.ru © 29.03.2020
Top.Mail.Ru

Автор идеи и дизайна сайта
Коробова Татьяна