Архитектурные
истории
История 2: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЕР-АРХИТЕКТОРА Ф.-Б. РАСТРЕЛЛИ, КАМЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА В. БЕРНАРДАЦЦИ И АРХИТЕКТУРИИ ГЕЗЕЛЯ К. И. БЛАНКА В НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОМ МОНАСТЫРЕ.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
6 |
 |
в котором отмечалась «совершенная худость» фундамента.
6 марта 1750 г. А. Евлашев и Д. Ухтомский подали свой проект,
включавший планы, профиль и фасад собора и смету на 63000 рублей. Архитекторы пришли к решению «тот шатер с фундаментом
и стенами сделать вновь» [17].
Почти одновременно с проектом Ухтомского и Евлашева в Синод поступает предложение артиллерийского архитектора Х. Мошкопа, который настаивает на сохранении объема ротонды, укреплении фундамента и возведении железного шатра вместо кирпичного.
Весной 1750 г. в распоряжении Синода оказались три проекта
восстановления Воскресенского собора: проект Мичурина, с сохранением существующих стен ротонды, Евлашева-Ухтомского,
с возведением заново всего объема ротонды, включая кирпичный
шатер, и Мошкопа, с сохранением стен ротонды и сооружением
шатра из металлических конструкций. 13 марта 1750 г. все три проекта были отосланы «для лутчего подтверждения обер-архитектору
графу Расстрели <…> с требованием на то и от него мнения…» [18].
Синод также обращается к Растрелли с просьбой собрать в
Санкт-Петербурге консилиум архитекторов для рассмотрения всех
проектов и принятия единственно правильного и рационального
решения, однако Растрелли признается, что не наделен столь широкими полномочиями: «…над имеющимися здесь в СПБ. архитекторами команды я никакой не имею и по тому резону мне их для
рассуждения предписанного монастыря призвать никак нельзя» [19].
Следует отметить, что Синод неоднократно пытался поторопить обер-архитектора и сократить сроки исполнения проекта, но
Растрелли оставался непреклонен, ссылаясь на чрезвычайную
занятость: «Ежели де нужнейшие дворцовые Е.И.В. дела не воспрепятствуют то де им обер-архитектором по присланным к нему
из экономической канцелярии архитекторским сметам чертежам
и профилям надлежащее рассмотрение учинено будет и св. синоду
представлено будет в наступающем месяце мае, а скорее де того
времени за многими порученными делами исполнения учинить не
возможно» [20]. Необходимо сказать, что как раз в 1750 г. Ф.-Б. Растрелли работает над проектами дворца в Царском Селе и ансамбля
Смольного монастыря.
6 июня 1750 г. обер-архитектор представил свой проект восстановления шатра. Существующие стены ротонды Растрелли предлагал «за непрочностью все до основания сломать» [21], заложить
новый, более глубокий фундамент и возвести кирпичный шатер
с тремя ярусами круглых люкарн.