Архитектурные
истории
История 3: «Мавританский стиль» в интерьере (на примере дворцов и особняков II-й половины XIX-начала XX веков
Санкт-Петербурга и Москвы).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
5 |
 |
Излюбленным приемом декорации стен являлось их украшение
тончайшей резьбой. Мотивом для резьбы служили затейливые арабески -
традиционный мусульманский орнамент, образованный многократным
ритмическим повторением одного и того же узора - раппорта. Раппорт
соединял в себе несколько простых орнаментов, наложенных друг на друга.
Благодаря бесконечным, сложнейшим переплетениям раппорта создавалось
впечатление фантастической роскоши. Традиционно, арабески вырезались по
влажной гипсовой штукатурке, которая является очень податливым
материалом для данного вида работ. Арабески расписывались
разноцветными красками. Роспись отличалась нарядностью гаммы: теплые тона (охра, терракота) взаимодействовали с холодными (кобальт, бирюза
или изумрудно-зеленый). В качестве акцентов вводились оттенки красного:
алый, киноварь либо кармин. Основная идея заключалась в создании
вибрирующей игры цвета. Благородство росписи придавала некоторая
приглушенность красок, которая достигалась путем добавления воска.
Дополнительный эффект в интерьере создавала мерцающая на стенах
позолота.
Резные арабески можно увидеть на стенах почти всех интерьеров в
«мавританском» стиле. Однако, они являлись не единственным способом
декорации стен: в «мавританской» гостиной дворца Юсуповых верхняя часть
стен обтянута тисненой кожей, также использовались обивочные ткани -
бархат, парча, шелк или муар.

4. Интерьер «мавританской» курительной в особняке К.Т. Солдатенкова (г. Москва). Фотография 2007 г.
Декоративную отделку интерьера дополняли надписи, выполненные в
традициях арабской каллиграфии особым стилем - «куфическим письмом» 6.
Как правило, это цитаты из Корана, которые в мусульманских странах
традиционно размещались на стенах или порталах мечетей и являлись
символом мусульманской веры. В интерьерах «мавританских» гостиных
такие надписи располагаются над входом в помещение, вплетены в узор
лепной декорации стен, карнизов или потолков, проходят полосой фриза по
периметру помещения. У человека, незнакомого с арабским языком,
создается впечатление, что строки изысканного письма складываются в
целые предложения, но это всего лишь многократно повторенные два слова -
«Слава Аллаху», исполненные так искусно, что напоминают орнамент.
|
5 |
 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9