Архитектурные
истории
История 3: «Мавританский стиль» в интерьере (на примере дворцов и особняков II-й половины XIX-начала XX веков
Санкт-Петербурга и Москвы).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
6 |
 |
Одним из элементов, часто используемых в оформлении интерьеров в
«мавританском» стиле, являлись большие и малые арочные ниши, которые
помимо декоративной роли имели и функциональное назначение. В будуаре
великой княгини Марии Павловны, во дворце великого князя Владимира
Александровича в Петербурге, устроена экседра, обрамленная
подковообразной аркой с колонками. В экседре помещается полукруглый
диван – уютное место для посиделок и отдыха. В мужском кабинете особняка Ф.К.Сан-Галли в Петербурге ниша в виде многолопастной арки разделена
полками, где выставлялись разнообразные предметы в восточном стиле:
медные блюда, декоративные сосуды и экзотические вещицы.
Настоящий восточный интерьер просто не мыслился без благовоний и
ароматических масел, утонченные ароматы которых наполняли
пространство и помогали расслабиться и по-настоящему отдохнуть. Для
размещения благовоний по всему периметру помещения устраивались
миниатюрные ниши. В «мавританской гостиной» дворца Юсуповых такие
ниши выполнены в виде ряда подковообразных арочек с колонками. В
особняке С.П. фон Дервиза на Галерной улице одиночные ниши
располагаются по углам помещения. Они имеют форму экседр и оформлены
многолопастными арками на колонках. В своей верхней части экседры
украшены сталактитами.
Переход от стены помещения к потолку отмечался пышным и
развитым карнизом, образованным «сталактитами» - ярусами нависающих
друг над другом консольных нишек. «Сталактиты» выполнялись из гипса и
окрашивались в какой-либо тон, создавая исключительно тонкую игру
светотени.
Самым впечатляющим элементом интерьера в «мавританском» стиле,
пожалуй, является потолок. Здесь фантазия мастера не знала границ. Потолок
украшался резьбой по гипсовой штукатурке, полихромной росписью и
позолотой. В особняке С.П.фон Дервиза потолок разделен балками на
крупные кессоны, покрытые резными арабесками. Балки зрительно
поддерживаются крупными кронштейнами. В особняках Н.Д.Стахеева, К.Т.
Солдатенкова, М.И.Рекк потолки «мавританских курительных» - плоские,
рисунок плафонов создают сложные переплетения штукатурных тяг
звездчатого или ромбического очертаний с заполнениями живописными
растительными орнаментами. Миниатюрная «мавританская» курительная в
особняке Брусницыных перекрыта сферическим куполом, украшенным
растительно-геометрическим узором, отдельные детали которого позолочены. Переход от стен к куполу осуществлен с помощью тромпов,
украшенных сталактитами. В особняке Ю.Л.Кенига в Петербурге небольшой
купол со сталактитовым декором устроен в центральной части потолка,
причем отверстие купола - световое.
Полы в «мавританских» гостиных и курительных могли быть
мраморными или паркетными. Нередко пол застилался персидскими
коврами с изысканным орнаментом. В «мавританской гостиной» князей
Юсуповых пол выполнен из светлого мрамора с геометрическим рисунком из
темного мрамора. В особняке Брусницыных рисунок паркетного пола
повторяет геометрический орнамент цокольной части стен. В особняке С.П.
фон Дервиза в качестве узора для паркетного пола выбран стилизованный
растительный орнамент. Любопытной деталью является включение в
композицию пола арабской надписи, прославляющей Аллаха, которая
располагается при входе в гостиную из Зимнего сада. Видимо, архитектор
увлекся архитектурной стилизацией, не придав особого значения канонам,
связанным с расположением священных для мусульман изречений. Между
тем, цитаты из Корана помещались строго на стенах, порталах либо куполах
мечетей, являясь символом веры. Размещение же надписи на пороге, под
ногами, является кощунством.
|
6 |
 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9