Архитектурные
истории
История 3: «Мавританский стиль» в интерьере (на примере дворцов и особняков II-й половины XIX-начала XX веков
Санкт-Петербурга и Москвы).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
8 |
 |
Интерьер в «мавританском» стиле невозможен без соответствующей
мебели и разнообразных предметов декоративного убранства. Как и в
восточных домах, вдоль стен помещений ставились низкие диваны со
множеством цветных подушек и думок разнообразной формы. Диваны
накрывались покрывалами или коврами, края которых отделывались
бахромой или тяжелыми кистями. Изготовлялись специальные подставки и
курительные столики с инкрустацией. Чрезвычайно популярными являлись
характерные для Востока низкие восьмигранные столики и табуреты.
Количество граней выбрано неслучайно: число восемь у мусульман
символизирует счастье. К сожалению, большинство «мавританских»
гостиных не сохранили до настоящего времени свою подлинную меблировку.
Но благодаря историческим фотографиям и описаниям, мы все же имеем
представление о предметах обстановочного комплекса, изначально
присутствовавших в интерьере. Хозяева особняков часто заказывали
обстановку комнат в разнообразных мастерских по изготовлению
художественной мебели. Например, часть мебели для будуара великой
княгини Марии Павловны, во дворце великого князя Владимира
Александровича в Петербурге, была заказана у столярного мастера
К.Е.Керема
7 . Комплект мебели был выполнен в восточном стиле из
грушевого мореного дерева и включал в себя прямоугольный столик на
четырех ножках, восьмигранные табуреты и геридон – высокий
декоративной столик на одной ножке. В оформлении табуретов, а также
прямоугольного столика использована мелкая, замысловатая резьба с
традиционными геометрическим и растительным орнаментами. Резьба
выполнена на черном, матовом фоне и разделана золотом, киноварью и
ультрамарином.

6. Табурет из комплекта мебели в восточном стиле, изготовленным мастером
К.Е.Керемом для будуара великой княгини Марии Павловны во дворце великого
князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге.
Чертеж. Журнал «Зодчий», 1876 год, с. 96
Атмосфера таинственного и загадочного Востока создавалась не
только с помощью художественных средств, но и за счет особого освещения.
Для интерьеров подбирались стилизованные светильники с матовыми или
цветными стеклами, задерживающими яркий свет и наполняющими интерьер
радужным, теплым свечением. Излюбленным типом являлся светильник в
форме восьмигранного фонаря, часто с куполообразным завершением. Такие
светильники сохранились в «мавританской» гостиной дворца князей
Юсуповых и особняка Ю.Л.Кенига. Светильник в «мавританской»
курительной особняка Брусницыных подвешен в центр купола и имеет
грушевидную форму, по матовому стеклу выполнена роспись восточными
узорами.
|
8 |
 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9