Архитектурные истории

История 3: «Мавританский стиль» в интерьере (на примере дворцов и особняков II-й половины XIX-начала XX веков
Санкт-Петербурга и Москвы).

    1     2     3     4     5     6     7     8     9       

Предыдущая фотография
9
Следующая страница

Для украшения интерьера приобретались изысканные восточные вещи - металлические блюда с чеканным узором, кувшины с узкими, высокими горлышками и витиеватыми носиками, фигурки верблюдов, аистов, экзотических птиц, вазы, безделушки из цветного стекла и прочие предметы, которые были дороги владельцу особняка. Строгого следования стилю здесь не наблюдалось и поэтому вместе с восточными предметами в «мавританских» гостиных могло находиться все то, что нравилось владельцам, даже китайский фарфор и другие вещицы.

Обращение к мавританскому искусству как источнику для стилизации - одно из любопытных явлений в истории архитектуры периода эклектики, требующее дальнейшего изучения и исследования.

Автор статьи благодарит архитекторов-реставраторов Е.И.Толстопятенко, Е.Н.Киселеву и инженера Ю.Л.Южакова за любезно предоставленные фотоматериалы к статье.

1 - Г о г о л ь Н . В . « Об архитектуре нынешнего времени» // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937-1952. Т. 8. Статьи. - 1952. - с. 67

2 - «Мавританская ванная» находилась на втором этаже Зимнего дворца, в его северо-западной части и замыкала анфиладу личных апартаментов императрицы Александры Федоровны. Создана в 1839-1840 годах архитектором А.П.Брюлловым, которому было поручено оформление апартаментов после пожара 1837 года. Интерьер «Мавританской ванной» был частично изменен в 1850-е годы архитектором А.И.Штакеншнейдером, полностью утратил свой облик в 1894 году, когда архитектор А.Ф Красовский перестраивал комнаты в этой части дворца к свадьбе Николая II.

3 - Оригинальное название такой техники в мавританском искусстве носит название «таделакт». Это глянцевая минеральная штукатурка, имитирующая отделку натуральным камнем. Представляет собой смесь песка, негашёной извести и земляных пигментов, придающих цвет от тёмно-коричневого до светло-табачного.

4 - Князь Феликс Юсупов - «Мемуары», пер. с фр., переиздание, М., «Захаров», 2008, стр. 59.

5 - Техника набора такой мозаики называется по-арабски «зелидж», характерна для мавританского искусства XI-XV веков и до сих пор используется в странах Магриба (Марокко, Тунис, Алжир) и в южной части Испании и Португалии. Мозаика из мелкой цветной плитки, размером не больше 3х3 см, применяется для отделки нижней части стен. Плитка складывается в сложный геометрический узор.

6 - «Куфическое письмо» является одним из видов арабских шрифтов, употребляемых для изображения изречений из Корана. Термин происходит от названия города Куфа в Ираке, где, как считается, возникла эта письменность. Искусство каллиграфии в мусульманских странах всегда было тесно связано с архитектурой.

7 - «Зодчий», 1877 год, СПб, с. 96, илл. № 37 и 38 в конце выпуска.

Перечень иллюстраций к публикации:

1. «Мавританская» гостиная во дворце Юсуповых на Мойке, 94 в Петербурге. Фотография 2009 г.

2. Интерьер «мавританской» курительной в особняке Н.Д.Стахеева (Москва). Фотография 2001 г.

3. Декоративная отделка карниза и потолка в «мавританской» курительной особняка Н.Д.Стахеева (Москва). Фотография 1970-х годов.

4. Интерьер «мавританской» курительной в особняке К.Т. Солдатенкова (г. Москва). Фотография 2007 г.

5. Камин в «мавританском» кабинете в особняке Ф.К.Сан-Галли (Петербург). Фотография. Журнал «Зодчий», 1877 год.

6. Табурет из комплекта мебели в восточном стиле, изготовленным мастером К.Е.Керемом для будуара великой княгини Марии Павловны во дворце великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге. Чертеж. Журнал «Зодчий», 1876 год, с. 96.

Предыдущая фотография
9
Следующая страница

     1     2     3     4     5     6     7     8     9          

 

 


 

krarh.ru © 29.03.2020
Top.Mail.Ru

Автор идеи и дизайна сайта
Коробова Татьяна