Архитектурные
истории
История 3: «Мавританский стиль» в интерьере (на примере дворцов и особняков II-й половины XIX-начала XX веков
Санкт-Петербурга и Москвы).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
9 |
 |
Для украшения интерьера приобретались изысканные восточные вещи - металлические блюда с чеканным узором, кувшины с узкими, высокими
горлышками и витиеватыми носиками, фигурки верблюдов, аистов,
экзотических птиц, вазы, безделушки из цветного стекла и прочие предметы,
которые были дороги владельцу особняка. Строгого следования стилю здесь
не наблюдалось и поэтому вместе с восточными предметами в
«мавританских» гостиных могло находиться все то, что нравилось
владельцам, даже китайский фарфор и другие вещицы.
Обращение к мавританскому искусству как источнику для стилизации - одно из любопытных явлений в истории архитектуры периода эклектики,
требующее дальнейшего изучения и исследования.
Автор статьи благодарит архитекторов-реставраторов Е.И.Толстопятенко,
Е.Н.Киселеву и инженера Ю.Л.Южакова за любезно предоставленные фотоматериалы к
статье.
1 - Г о г о л ь Н . В . « Об архитектуре нынешнего времени» // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений:
[В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - [М.; Л.]: Изд-во АН СССР,
1937-1952. Т. 8. Статьи. - 1952. - с. 67
2 -
«Мавританская ванная» находилась на втором этаже Зимнего дворца, в его северо-западной части и замыкала
анфиладу личных апартаментов императрицы Александры Федоровны. Создана в 1839-1840 годах архитектором
А.П.Брюлловым, которому было поручено оформление апартаментов после пожара 1837 года. Интерьер «Мавританской
ванной» был частично изменен в 1850-е годы архитектором А.И.Штакеншнейдером, полностью утратил свой облик в
1894 году, когда архитектор А.Ф Красовский перестраивал комнаты в этой части дворца к свадьбе Николая II.
3 -
Оригинальное название такой техники в мавританском искусстве носит название «таделакт». Это глянцевая
минеральная штукатурка, имитирующая отделку натуральным камнем. Представляет собой смесь песка, негашёной
извести и земляных пигментов, придающих цвет от тёмно-коричневого до светло-табачного.
4 - Князь Феликс Юсупов - «Мемуары», пер. с фр., переиздание, М., «Захаров», 2008, стр. 59.
5 - Техника набора такой мозаики называется по-арабски «зелидж», характерна для мавританского искусства XI-XV
веков и до сих пор используется в странах Магриба (Марокко, Тунис, Алжир) и в южной части Испании и Португалии.
Мозаика из мелкой цветной плитки, размером не больше 3х3 см, применяется для отделки нижней части стен. Плитка
складывается в сложный геометрический узор.
6 - «Куфическое письмо» является одним из видов арабских шрифтов, употребляемых для изображения изречений из
Корана. Термин происходит от названия города Куфа в Ираке, где, как считается, возникла эта письменность. Искусство
каллиграфии в мусульманских странах всегда было тесно связано с архитектурой.
7 - «Зодчий», 1877 год, СПб, с. 96, илл. № 37 и 38 в конце выпуска.
Перечень иллюстраций к публикации:
1. «Мавританская» гостиная во дворце Юсуповых на Мойке, 94 в Петербурге.
Фотография 2009 г.
2. Интерьер «мавританской» курительной в особняке Н.Д.Стахеева (Москва).
Фотография 2001 г.
3. Декоративная отделка карниза и потолка в «мавританской» курительной особняка
Н.Д.Стахеева (Москва). Фотография 1970-х годов.
4. Интерьер «мавританской» курительной в особняке К.Т. Солдатенкова (г. Москва).
Фотография 2007 г.
5. Камин в «мавританском» кабинете в особняке Ф.К.Сан-Галли (Петербург).
Фотография. Журнал «Зодчий», 1877 год.
6. Табурет из комплекта мебели в восточном стиле, изготовленным мастером
К.Е.Керемом для будуара великой княгини Марии Павловны во дворце великого
князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге.
Чертеж. Журнал «Зодчий», 1876 год, с. 96.
|
9 |
 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9