Архитектурные истории

История 4: «Ландшафт, искусством украшенный…..» (о парке подмосковной усадьбы Ярополец Чернышевых).

  1      2      3      4      5      6      7      8  

Предыдущая фотография
1
Следующая страница

Пример двора священ вельможам, богачам
Во всех родилась страсть изящная к садам»
(Делиль – «Сады или искусство украшать сельские виды»,
пер. в стихах А.Воейкова, 1816 год
«Русские эстетические трактаты
I-й половины XIX века», с. 130)


«Ландшафт, искусством украшенный» - так писал о прекрасном саде Л.Г.Якоб в
книге «Начертание эстетики, или науки вкуса» (1813), в разделе «Об изящном садоводстве». Каждый парк и сад, созданный руками человека, достоин такого поэтического определения, ведь только с помощью искусства, вернее, синтеза искусств парк приобретает свой неповторимый художественный облик. Совместное творчество садовника, архитектора и скульптора превращает ландшафт в произведение садово-паркового искусства.

Статья посвящена одному из прекрасных подмосковных парков XVIII века - парку в усадьбе Ярополец Чернышевых в одноименном селе Волоколамского района Московской области (1*). До сих пор он поражает своей красотой, сохраняя основные элементы композиции и планировки, исторические массивы зеленых насаждений, хотя все малые формы, когда-то наполнявшие пространство, - скульптуры, беседки, павильоны, мостики - давно утрачены.

Фрагмент плана усадьбы Ярополец (Чернышевых). Из книги А. П. Седова - "Ярополец"

Фрагмент плана усадьбы Ярополец (Чернышевых). Из книги А. П. Седова - "Ярополец", М., 1980, с. 16. 1 - Казанская церковь, 2 - Башни ограды парадного двора, 3 - Дворец, 4 - Флигели, 5 - Регулярный сад, 6 - Красный пруд, 7 - Павильон в честь Екатерины II (утрачен), 8 - Деревянный мостик через Ламу (утрачен), 9 - Павильон "Турецкая мечеть" (утрачен), 10 - Пейзажный парк, 11 - Каменная оранжерея (утрачена).

История усадьбы начинается в XVIII веке. В 1717 году генерал-майор Григорий Петрович Чернышев приобретает у П.П.Дорошенко северную часть села Ярополец. На первоначальном этапе вотчина, вероятно, выполняла чисто хозяйственную функцию и не являлась парадной резиденцией владельца. Строительство усадьбы и период ее расцвета относятся к 1760-1770-м годам и связаны с сыном Г.П.Чернышева - графом, фельдмаршалом, приближенным императрицы Екатерины II, Захаром Григорьевичем Чернышевым. При нем усадьба получает вид загородной резиденции дворцового типа. Возводится кирпичный, двухэтажный с мезонином дворец «во французском вкусе», флигели, ограда парадного двора с двумя башнями, комплекс хозяйственных строений, начинается строительство нового храма Казанской Богоматери. Согласно композиционному замыслу, храм, башни ограды парадного двора и здание дворца располагаются на одной оси, в направлении с юга на север.

Работы по устройству парка ведутся одновременно со строительством дворца в 1760—е годы. Для размещения парка выбирается удачный участок перед северным фасадом дворца, от которого начинается естественный склон, ведущий к низкому берегу реки Ламы. Изначально эффектный и живописный склон мастерски используется для сооружения искусственных террас, на которых разбивается регулярный липовый сад. В пределы парка включается и река Лама, неширокая и спокойная в своем течении, с затейливыми поворотами русла, рукавами и старицами, естественным образом образующая натуральный пейзажный парк.

Предыдущая фотография
1
Следующая страница

  1      2      3      4      5      6      7      8  

 

 


 

krarh.ru © 29.03.2020
Top.Mail.Ru

Автор идеи и дизайна сайта
Коробова Татьяна