Архитектурные
истории
История 4: «Ландшафт, искусством украшенный…..» (о парке подмосковной усадьбы Ярополец Чернышевых).
1 2 3 4 5 6 7 8
|
2 |
 |
Первоначально территория парка простиралась до водной преграды-реки Ламы и с
боковых сторон была обнесена каменными стенами с воротами. Парк делился на
«верхний и нижний регулярный сад с прешпектами и разными куртинами» (2*).
«Верхний» сад, устроенный на 3-х террасах, был целиком создан из стриженых лип и
являлся «природным» продолжением торжественной архитектуры дворца. Здесь были свои «залы», «коридоры», «кабинеты», образованные аллеями и дорожками, а также
вертикальными стенками стриженых деревьев - шпалерами, достигавшими высоты 3-х
метров.
.
Регулярный сад. Вид со средней террасы в сторону пруда. На переднем плане - отдельно стоящие липы. Главную аллею - ось замыкает вдали "Турецкая мечеть". Фото начала ХХ века.
Планировка «верхнего сада» очень интересна и прекрасно сохранилась до
настоящего времени. Сад решен симметрично главной композиционной оси всего
ансамбля, проходящей в пределах сада прямым лучом главной аллеи.
Непосредственно перед северным фасадом дворца располагается верхняя терраса
сада, на которой размещались фигурные цветники партерного типа. Композицию средней
террасы определяет аллея, поперечная главной. В центральной части она оформляется
отдельно стоящими, шарообразно подстриженными липами. С боковых сторон аллея
исторически замыкалась круглым цветником и боскетами с трехлучевой планировкой
дорожек. На пересечении главной и поперечной аллеи был поставлен мраморный бассейн
с фонтаном. Край террасы подчеркивался живой изгородью из стриженых лип, о чем
свидетельствует сохранившаяся по кромке плотная липовая обсадка.
Нижняя терраса разбивается главной и вспомогательными осями на симметричные
прямоугольные боскеты с обсадкой липами по периметру. Боскеты, фланкирующие
главную аллею, скруглены на углах, образуя на северной и южной границах террасы
эффектные площадки в виде амфитеатров. Главную аллею пересекает поперечная. Место
пересечения отмечено круглой площадкой с памятным обелиском, который служит
геометрическим и композиционным центром нижней террасы. В композицию
центральной части террасы введена тема круга, усложняющая простую планировку. Кругу
площадки вторит круговая аллея. В ее пределах прямые аллеи и диагональные дорожки
разбивают территорию сада на восемь миниатюрных боскетов в виде сегментов круга. За
пределами круговой аллеи четыре диагональные дорожки замыкаются круглыми в плане
«зелеными кабинетами». Два симметричных кабинета в южной части сада соединяются
дуговой аллеей.
|
2 |
 |
1 2 3 4 5 6 7 8